ГАЗ-М20 - "Победа" советского автопрома

Просмотров: 4 810 Комментариев: 0

ГАЗ М 20 ПобедаГАЗ М 20 Победа

Фото автомобиля ГАЗ М20 Победа

В феврале 1943 года, когда еще вовсю гремела война, Горьковский автозавод имени Молотова уже получил почетное задание правительства – создать новую серийную легковую машину.

ГАЗ М-20 – не все знают, что за этой скромной формулой скрывалась самая, пожалуй, знаменитая советская легковая автомашина «Победа».

От проекта до конвейера

Над эскизами будущей машины работало несколько художников. Рассказывают, что поначалу для новинки завод предлагал название «Родина». Но когда на одном из совещаний Сталин, прищурившись, спросил: «И сколько же будет стоить ваша Родина?», горьковчане поняли, что название надо сменить.

В то время советские автозаводы не имели стабильных эмблем. Для «Победы» шильдом стала большая буква «М» («Молотовец»), в которой виделся один из зубцов Нижегородского Кремля и над ним - парящая чайка, известный символ города. Буква была покрыта эмалью патриотического красного цвета.

Четырехцилиндровая "Победа" призвана была заменить сильно устаревшую «эмку» (ГАЗ М-1). Новинка должна была стать намного более экономичной .

Настоящая новинка

«Победа» заметно отличалась от прежних моделей. Ее несущий кузов не имел никаких выступов (крыльев, подножек, фар). В мире такие серийные машины только появлялись. В конструкции машины реализован и целый ряд новаторских для советского автопрома идей. В их числе - двигатель, который в два раза эффективней использовал каждый литр горючего.

Автомобиль ПобедаАвтомобиль Победа

Фото ГАЗ М20 Победа

Впервые в практике отечественного автомобилестроения серийная легковая машина получила гидравлическую тормозную систему, отопитель салона, указатели поворотов и т.д. Даже в окантовке стекол горьковчане наши свое решение – такой способ покраски, который удивительно точно имитировал цвет и узор древесины карельской березы.

Конструкторы имели возможность «в натуре» изучать трофейный немецкий и полученный в порядке военной помощи американский автотранспорт. К этому времени он не один год эксплуатировался в условиях климата и дорог Советского Союза, так что инженеры имели в своем распоряжении бесценный опыт.

Специалисты находят черты отдаленного сходства, например, с германским «Опелем Капитаном». Но, конечно, это не было копированием. Скажем, у «Победы» был кузов, который впервые спроектировали и подготовили к серийному производству целиком в СССР. По многим техническим решениям «Победа» не уступала западным послевоенным авто, а по некоторым и опережала их.

Сравнительно с «эмкой», машина стала заметно ниже. Это, а также «бескрылость», улучшило ее аэродинамику, дало выигрыш в устойчивости и управляемости, уменьшило тряску, поскольку появилась возможность поднять подушки сидений. В целом машина была достаточно комфортна. В ней появился пусть небольшой, но все-таки багажник.

242 000 машин

В конце июня 1946-го года с конвейера сошла первая «Победа». Через три года труд создателей машины оценили Сталинской премией. За двенадцать лет, что выпускалась «Победа», завод дал путевку в жизнь почти 242 тысячам машин. Среди них было свыше 14 тысяч кабриолетов и почти 37,5 тысяч - такси.

Салон автомобиля ПобедаСалон автомобиля Победа

Фото салона автомобиля ГАЗ М20

За эти годы появилось немало различных модификаций машины: пикап, фургон, парадный кабриолет, спортивно-гоночная и другие. Получив лицензию, польские автопромовцы выпускали «Победу» под названием «Варшава». Экспорт «Побед» из СССР шел в основном в Финляндию, страны Скандинавии, в Бельгию.

«Победа» стала самой известной советской легковушкой на Западе. На могиле главного конструктора ГАЗа А.А. Липгарта изображен силуэт этого культового автомобиля.

Видео ГАЗ М20


Еще о марке ГАЗ

Автор статьи:
Раздел:Русские ретро автомобили СССР