Автомашина для советской элиты

Просмотров: 3 591 Комментариев: 0

Автомобиль ЗИСАвтомобиль ЗИС

В советском автопроме еще с довоенных пор наметилось соперничество двух крупнейших автозаводов страны – ЗИСа (завод им. Сталина, Москва) и ЗИМа (завод им. Молотова, Горький).

И по географическому положению (столица!), и по носимому имени вождя ЗИС занимал ступеньку повыше. Тем не менее, горьковчане старались не уступать московским соперникам. Модели «молотовцев» нередко оказывались более смелыми и продвинутыми. Одно из свидетельств тому - знаменитый ЗИМ, первый представительский автомобиль, выпущенный в Горьком.

Когда время в дефиците

Шестиместный и шестиоконный длинный (553 сантиметра) седан стал, в основном, серийным служебным автомобилем («персоналкой»). ЗИМ был положен чиновнику рангом не ниже министра, секретаря обкома партии и председателя облисполкома. Правда, иногда его продавали и частным лицам. В течение десяти лет, когда ЗИМы сходили с конвейера (1949-1959), было выпущено свыше 21,5 тыс. машин.

На разработку машины отвели довольно сжатый срок – максимум 29 месяцев. Заниматься наружным дизайном доверили художнику-конструктору Льву Еремееву – будущему дизайнеру корпуса «Победы», «Волги» и «Чайки».

Коллективу, в условиях цейтнота времени, надо было либо взять за основу существующую западную модель (предположительно «Бьюик», 1948-го года), либо опереться на уже имеющиеся отечественные разработки узлов и агрегатов. «Бьюик» считался машиной красивой… до войны. К концу 40-х его дизайн устарел. Короче, горьковчане пошли вторым путем.

Специалисты нынче находят какие-то западные влияния в конструкции ЗИМа, но ни одну из иностранных моделей он не копировал – ни в дизайне, ни конструктивно.

Главная особенность авто – кузов, не имеющий рамы, которая отделяется. Такое в мировой практике встречалось редко, а в моделях с тремя рядами сидений не бывало вовсе. Такая «изюминка» позволяла уменьшить массу машины и обойтись без разработки рамы – ее готовой на заводе просто не было.

Учитывая представительские цели новинки, ей подняли крышу, и салон резко увеличился. Теперь пассажирам высокого ранга не приходилось слишком сгибаться. Просторным было и место для важного пассажира, рядом с водителем. А вот шоферское место оказалось поэтому довольно тесным.

Примерно половина всех агрегатов ЗИМа пришла к нему с уже освоенных «Победы» и грузовых моделей ГАЗа.

Опытные образцы были одобрены в Кремле, и в октябре 50-го в Горьком уже встречали первую промышленную партию.

Приключения ЗИМа

 

Газ 12 автомобильГаз 12 автомобиль

Через семь лет машине неожиданно пришлось сменить название. Она превратилась в «ГАЗ-12» - после того, как попала в опалу «антипартийная группа», куда входил и Молотов. Чиновники, чтобы продемонстрировать лояльность, заменяли «ЗИМовские» эмблемы на «ГАЗовские».

Машина выпускалась в нескольких целевых модификациях. Одни становились маршрутными такси, другие – машинами «скорой помощи».

Газ 12 скорая помощьГаз 12 скорая помощь

Элегантность внешнего вида делала машину приметой принадлежности к высшим кругам общества, причем, не только властным. Машину покупала элита - крупные деятели науки, культуры, искусства. Запредельная дороговизна (более чем вдвое дороже «Победы») делала ее недоступной для рядового советского обывателя. Он мог прокатиться разве что на модификации такси или – абсолютно бесплатно – в ЗИМе «скорой помощи».

Интересно, что по предложению Сталина ЗИМ стали вручать офицерам армии и флота как приложение к ордену Ленина за четверть века безупречной службы. Правда, Хрущев, оказавшись «у руля» (не машины – государства), немедля все эти награды за длительный стаж отменил.

Автор статьи:
Раздел:Русские ретро автомобили СССР