Газ 13 "Чайка" - автомобильная легенда СССР

Просмотров: 8 482 Комментариев: 0

Автомобиль ЧайкаАвтомобиль Чайка

Фото Газ-13 "Чайка"

Ни одна чайка в мире птиц не имела такой известности, как ее автомобильная «тезка». Советская представительская «Чайка» (ГАЗ 13) держалась на виду тридцать лет и стала символом власти.

Новое время – новые «птицы»

Машина стала детищем конца 1950-х. Это было бурное время для мирового автомобильного дизайна. На рынке автомобилей шли эксперименты с формой, материалами, технологиями, машины устаревали очень быстро. Особенно это касается того, что на Западе называют «styling» - внешний вид, оформление салона. Советский автопром создал тогда представительский ЗИМ, но через несколько лет он уже стал казаться «пришельцем из прошлого».

И пока в Москве шла работа над высококлассным ЗИЛ-11, на Горьковском автозаводе взялись сначала «ЗИМ» модернизировать. Но время требовало не «косметики», а принципиально новых конструкторских решений. «ЗИМ» можно было сделать другой машиной только мановением волшебной палочки. А в реальности нужна была совсем другая машина.

Над ней и начали работу две группы специалистов: проекты «Стрела» и «Чайка». Последнее название и прижилось.

Конструкторы решили использовать пусть облегченную, все отдельную от корпуса раму. Ей придали необычную для того времени Х-образную форму. Корпус к ней крепился в 16 местах через резиновые прокладки (для снижения вибрации). Такой подход облегчил конструкцию – «Чайка» замышлялась заметно тяжелее «ЗИМа», так что делать кузов несущим смысла не было.

Ретро автомобиль Чайка СССРРетро автомобиль Чайка СССР

Фото салона Газ 13 "Чайка"

Среди других новинок «Чайки» отметим первое использование четырехкамерного карбюратора, гидроусилителя рулевого управления, полностью алюминиевого двигателя, вакуумного тормозного усилителя, электростеклоподъемников, антенны, которой управлял электропривод и др.

Дизайн «Чайки» не имел большого сходства ни с одной зарубежной моделью. Ее длинный кузов с рядами боковых окон обладал иными пропорциями. Сходство можно найти лишь в некоторых деталях. Так, хвостовая часть с V-образными фарами четко напоминала тогдашний стиль машин «Дженерал Моторз». Панель приборов зрительно похожа на панели фирмы «Паккард». Короче, это была не «копия» и не «творческое развитие» западного образца, а самостоятельная советская разработка.

В 1958-м году опытный образец новой голубовато-молочной машины на полгода отправили на Всемирную выставку в Брюсселе. Позднее машина не раз была экспонатом выставок в США, Германии, Швейцарии, соцстранах. Ньюйоркцам показали черную модель, у которой салон имел алую текстильную обивку с «шахматным» узором.

Видео Газ-13 "Чайка" - История

«Чайки» бывают разные

Как водится, после начала серийного выпуска базовой модели проект дополнили модификации. Появилась «Чайка»-кабриолет со складным тентом, «лимузин» с перегородкой поперек салона. «Санитарный» вариант в народе прозвали «черным доктором». Он обслуживал элиту, в том числе и как катафалк.

Из нескольких «Чаек» сделали авто для киносъемок. Была и модификация, которую прозвали «тараном» за мощно усиленный передок. Эта машина мчалась впереди колонны с высокими чинами.

«Чайка» отличалась от предшественника «ЗИМа» еще и тем, что не поступала в продажу. У нее вообще не было розничной цены. Почти все три с лишним тысячи сошедших с конвейера машин оказывались персональным транспортом, на который имели право министры, первые секретари обкомов, члены ЦК партии и др. Служили «Чайки» и при посольствах. Кабриолеты использовали на парадах, при визитах особо почетных гостей. Многие машины тех лет до сих пор в строю. Правда, теперь они перекочевали в распоряжение фирм свадебного бизнеса.

Еще о марке ГАЗ

Автор статьи:
Раздел:Русские ретро автомобили СССР