Запорожец 968 : история самого массового седана 70-х

Просмотров: 6 398 Комментариев: 0

Запорожец 965 "Горбатый"Запорожец 965 "Горбатый"

Фото Заз 965 "Горбатый"

Знаменитый советский 2-х дверный седан эконом-класса ЗАЗ обязан своим появлением Никите Хрущову. После снятия с выпуска Москвича-401 место недорогой и экономичной легковушки оставалось вакантным: появившиеся спустя несколько лет автомобили Москвич 412 и 408 были не по карману среднестатистической советской семье из 4-х человек.

Трудящиеся просто засыпали своими письменными просьбами генсека и в срочном порядке была организована делегация для поездки на выставку в Лондоне из лучших автоконструкторов СССР. Именно там в 1957 году и был презентован прототип первого ЗАЗ-965 — итальянский FIAT-600. Никите Сергеевичу, недолюбливающему большие формы и громоздкие автомобили, идея понравилась и на Московском Автозаводе (позже АЗЛК) была оборудована линия по выпуску первых моделей ZAZ.

Почему Запорожец «горбатый»?

Сначала советский автопром оснастил Запорожец военным двигателем от десантируемой амфибии. На движок установили глушитель и поместили конструкцию в моторный отсек, сделав выпуклым задний капот. Так легендарный ЗАЗ-965 стал горбатым.

По легенде, стоимость первых моделей была равна стоимости одной тысячи бутылок водки (на тот момент 1,80 за одну). В начале 60-х годов прошлого века Запорожец можно было купить, собрав примерно 20 зарплат.

Запорожец 968 — «Ялта» или «мыльница»

Заз 968Заз 968

Фото ЗАЗ-968

Для выпуска новых легковушек реконструировали завод «Комуннар», специализировавшийся до этого исключительно на выпуске сельхозтехники и комбайнов. Под выпуск двигателей к ЗАЗу оборудовали Мелитопольский завод легких дизелей, который и до сей поры «отоваривает» современные модели «ШАНС» и «Ланос».

Первая машина Запорожец, знаменитая как "мыльница" (а позже — модель «Ялта», 968М), сошла с конвейера в 1972 году. Кузов претерпел значительные изменения: в его облике теперь проглядываются очертания NSU Prinz, хотя советские автоконструкторы этот факт упорно отрицали.

Запасное колесо перенесено из багажника под капот. Увеличен и дорожный просвет, что вывело неприметный «жужик» по проходимости на один уровень с более мощными КрАЗ и УАЗ. Багажник больше напоминает бардачок, ни чем не примечателен и салон с мрачноватой отделкой из винила.

Фотография салона ЗАЗ 968

Фотография салона ЗАЗ 968Фотография салона ЗАЗ 968

Технические характеристики ЗАЗ 968

  • 1. Двигатель, л 1,2 с воздушным охлаждением
  • 2. Мощность 41-50 л.с., в зависимости от модификации (МеМЗ 968/Г968/Н968)
  • 3. Моторесурс 40-50 тыс.км
  • 4. Максимальная скорость, км/ч: 60
  • 5. Трансмиссия 4 ст. МКПП
  • 6. Топливо Бензин, А-76
  • 7. Колесная формула: 4х2
  • 8. Клиренс, мм: 190
  • 9. Компоновка: заднеприводная, заднемоторная
  • 10. Масса (полная), кг: 840 (1160)

Это сейчас старые машины на современном автобане вызывают невольную улыбку у всех участников дорожного движения, а в 70-е такой автомобиль, как ZAZ считался солидным капиталом среднестатистической советской семьи. На нем ездили отдыхать на дачу и путешествовать по Южному Побережью. Может,потому и осталось столько приятных воспоминаний и анекдотов о «горбатом», «ушастом» и «мыльнице» у наших автолюбителей?

Автор статьи:
Раздел:Русские ретро автомобили СССР