Лямбда зонд: признаки неисправности

Просмотров: 1 024 Комментариев: 0

Лямбда зонд

В наши дни личный автомобиль, в большинстве случаев не дотягивающий до понятия «роскошь», все же перестал считаться банальным «средством передвижения». Это – сложнейший агрегат, укомплектованный множеством высокотехнологичных деталей, от исправности которых и зависит его полноценная отдача, эксплуатационные характеристики.

Выход из строя хотя бы одного из элементов – даже самого на первый взгляд малозначительного с точки зрения функциональности – может фатально сказаться на основных характеристиках автомобиля. Проиллюстрировать сказанное можно на примере устройства, которым оснащена выпускная система любого современного авто – лямбда зонда. Признаки неисправности данного элемента достаточно наглядны и неприятны:

  • резкое увеличение расхода топлива;
  • нестабильная работа двигателя;
  • «рывки» при езде и на холостом ходу;
  • сбои в работе катализатора;
  • заметное снижение динамических характеристик;
  • повышенное содержание токсичных веществ в отработанных газах.

Лямбда зонд – что это?

Устройство фактически представляет собой датчик, измеряющий количество кислорода в отработанных газах. Дело в том, что оптимальная работа двигателя возможна лишь при точном соблюдении параметров топливно-воздушной смеси (соотношение «топливо – воздух» должно быть равно 14,7). Отклонения в ту или иную сторону недопустимы – производители настаивают на максимально допустимой погрешности в одну сотую (!) от заданного значения.

Фото - Лямбда зонда

Основное предназначение лямбда зонда – контроль работы каталитических нейтрализаторов, обеспечивающих оптимальное содержание СО в отработанных газах. Однако не следует полагать, что автовладелец, игнорирующий качество работы устройства, рискует лишь штрафом за несоблюдение экологической безопасности: лямбда зонд, признаки неисправности которого приводились выше, влияет и на другие, не менее значимые характеристики машины.

Кодированный сигнал, подаваемый датчиком на блок управления, фактически корректирует состав смеси и, таким образом, оптимизирует ее для максимальной функциональности двигателя.

Неисправности лямбда зонда – причины и последствия

Любые отклонения от нормальной работы датчика приводят к ощутимым негативным последствиям – они были перечислены в начале статьи. Работа блока управления аварийно переводится в усредненный режим, установленный производителем для подобных случаев. Другими словами, подаваемая топливно-воздушная смесь уже не ориентирована на конкретные условия эксплуатации, что приводит к сбоям.

Более того – последние модели современных автомобилей очень чутко реагируют на малейшие отклонения в работе датчика, недвусмысленно намекая владельцу на необходимость срочного ремонта: запас топлива уменьшается с катастрофической скоростью, выхлопная труба исторгает клубы черного дыма, двигатель резко утрачивает приемистость и т.п.

Причин преждевременного выхода из строя лямбда зонда может быть множество.

Наиболее распространенные из них:

  • выход из строя маслосъемных колец;
  • антифриз, случайно попавший в цилиндры;
  • ненадлежащий состав смеси, регулярно впрыскиваемой в систему;
  • неполадки системы зажигания;
  • использование этила и его производных.

Отметим, что срок службы устройства и так ограничен – для большинства моделей он не превышает 80000 километров, поэтому датчик требует особо трепетного отношения. Лямбда зонд, признаки неисправности которого достаточно наглядны, должен быть своевременно отремонтирован в профессиональных условиях или заменен.

Автор статьи:
Раздел:ТО и Ремонт