Коробка автомат: принцип работы

Просмотров: 797 Комментариев: 0

Автоматической, в принципе, является любая коробка передач, где автоматически, без участия водителя, осуществляется переключение передач. Однако, исторически термин "коробка-автомат" закрепилось только за одной разновидность - коробкой передач гидромеханического планетарного типа. АКПП - пожалуй, самый популярный тип коробок передач сегодня. Наряду с гидромеханикой, сегодня предлагаются и различные варианты механических коробок передач, имеющих автоматизированное переключение (роботы).

АКПП

Основными элементами устройства коробки-автомат являются:

  • планетарный ряд;
  • гидротрансформатор;
  • устройство управления.

Сердцем АКПП является планетарный механизм, который имеет 3 степени свободы. Это значит, что для осуществления передачи вращения один из трех элементов необходимо остановить. Источником давления в АКПП являются шестеренчатые насосы, имеющие внутреннее зацепление. Такая конструкция позволяет получить достаточно высокую мощность насоса при небольшой частоте вращения.

Гидротрансформатор (ГТ) АКП упрощенно можно представить как корпус с маслом, в котором располагаются механически не связанные между собой насосное (НК), турбинное (ТК) колёса и статор. ГТ установлен непосредственно у двигателя. Его НК жестко связано с коленвалом.

Преимуществами планетарной передачи являются:

  • компактность;
  • использование только одного центрального вала;
  • способ переключения передач, осуществляемый путём блокировки- разблокировки разных элементов планетарного ряда.

Переключения в АКПП производятся с помощью соленоидов, которые закрывают или открывают соответствующие масляные магистрали. Если какой-либо соленоид отказывает, то коробка начинает работать в аварийном режиме. Такой режим возможен только на третьей передаче.

Автоматическая коробка передач в разрезе

Можно менять точки входа и выхода, торпозить другие элементы с целью получения различных передаточных отношений и обратных раправлений вращения.

Принцип работы АКПП позволяет использовать ее и новичкам, и профессионалам. Она очень проста в управлении, обеспечивает мягкое движение и комфортные условия эксплуатации. Из недостатков можно выделить относительно высокую цену, низкую экономичность и невысокий КПВ. Однако, преимущества обычно гораздо более ценны, чем недостатки. Коробка-автомат очень удобна в использовании, обеспечивает комфорт передвижения и безопасность.

Основные элементы коробки-автомат достаточно просты, а со временем становятся еще и более высокотехнологичными. Современные АКПП допускают и ручной механизм управления - запатентованная система Типтроник. Она позволяет водителю, с одной стороны, не переживать об особенностях движения, с другой - профессионал вполне может настроить работу коробки передач так, как ему удобно.

Автор статьи:
Раздел:ТО и Ремонт